Умный лазер

Страх перед болью, которую человек может испытать в кресле стоматолога, заставляет некоторых пациентов неделями откладывать неприятный визит. Хотя современная медицина позволяет сделать процесс лечения зубов от­носительно безболезненным, многие проблемы стоматологии все еще не нашли решений. Для стартапа «Фотоникс», специализирующегося на разработке инновационных лазерных систем для хирургии мягких и твердых тканей, зубные клиники являются одним из наиболее перспективных рынков сбыта. Первый продукт компании — прибор stLase, предназначенный для манипуляций с мягкими тканями, даст стоматологам возможность более эффективно и безопасно проводить процедуры по лечению заболеваний парадонта и слизистой оболочки полости рта, удалять зубной камень и осуществлять различные хирургические вмешательства. С самого начала ис­пользования лазеров в медицине перед хирур­гами стояла проблема неравномерного распределения мощности лазерного излучения. Поскольку оперируемые ткани не являются однородными, лазер­ный луч заданной мощности может «прожечь» одни участки и при этом не достичь нужной глубины разреза на других.

Человеческий фактор неизбежно усугубляет этот эффект: неравно­мерное движение лазерного скальпеля в руке хирурга также приводит к неоднородности рас­сечения ткани. С прибором stLase повреждение мягких тканей в полости рта минимизируется, поскольку в данном случае лазер способен автоматически кор­ректировать силу собственного импульса. Если прежде врачу приходилось самому определять (зачастую «на глазок»), как долго необходимо воздействовать лучом на те или иные участки, то теперь умный прибор подбирает оптимальную мощность луча, по­стоянно анализируя температуру в точке, на которую оказывается воздействие. Чтобы это стало возможным, разработчики осна­стили stLase микропроцессором, который в реальном времени обрабатывает параметры «об­ратной связи», полученные через систему лазерных и тепловых каналов.

«В распоряжении врача оказывается компактный лазер мощностью 30 ватт, с которым без особого труда сможет разо­браться любой специалист», — говорит главный медицинский советник: «Фотоникса» Игорь Шугайлов.

Интерфейс нового прибора не перегружен изли­шествами: во время операции на экране отображается лишь верхняя граница мощности излу­чения и текущая температура. Хотя компания «Фотоникс» была зарегистрирована недавно, в конце 2010 года, работа над этим проектом ведется уже не­сколько лет с участием специали­стов из разных стран. Испытания прибора проводились в России и США. Сейчас инженеры и врачи продолжают совершенствовать stLase и проводить клинические испытания, расширяя возмож­ные сферы применения устрой­ства.

Дмитрий Попов, управляю­щий партнер венчурного фонда «Максвелл Биотех», являющегося инвестором проекта, перечис­ляет главные задачи, поставлен­ные перед командой: доработка прототипа stLase и создание на его основе серийной модели, которую можно выпустить на рынок, подготовка технологического регламента производства и проведение всех испытаний, необходимых для регистрации прибора в России.

Общий объем инвестиций в «Фотоникс» по состоянию на текущий момент составил 40 млн. рублей, соинвестором выступил Фонд посевных инвестиций ОАО «Российская Венчурная Компания».

По словам представителей «Максвелл Биотех», уже в ближайшее время появятся первые мелкосерий­ные образцы stLase для начала продвижения в России. Продажи стартуют, как только прибор получит регистрационное удо­стоверение от Росздравнадзора.

Дмитрий Попов ожидает, что серийное производство stLase бу­дет запущено во второй половине 2012 года. В первый год компания планирует продать от не­скольких десятков до нескольких сотен приборов по цене около $10 тыс. (весьма умеренной для устройства с такими характери­стиками). «Позже, когда потре­бители успеют оценить качество и функциональность stLase и будет клинически подтверждена эффективность всех заявленных технологий, можно будет по­вышать стоимость прибора», — говорит Попов. Во второй год продаж компания рассчитывает продать устройств на $5-10 млн. Помимо стоматологии stLase может найти применение в общей хирургии, акушерстве и гинекологии, оториноларинголо­гии, эндоскопических и пласти­ческих операциях — и это лишь начало длинного списка перспективных направлении его исполь­зования. Однако на нынешнем этапе компания не будет распы­лять усилия, а сосредоточится на наиболее перспективных заказ­чиках — стоматологических кли­никах. Ключевые рынки, на ко­торые нацелен stLase, —Россия, США и Европа. Дмитрий Попов с сожалением признает, что Россия пока сильно отстает от развитых стран по уровню проникнове­ния современных медицинских технологий, поэтому компания не рассчитывает на высокий спрос со стороны отечественных медучреждений. Вероятно, более активно внедрять stLase будут американские и европейские клиники (при этом цены на при­бор для них будут повыше, чем для покупателей в России).

 

Анна Зеленкова,
PR директор, ООО «Максвелл Биотех Групп»;
Тел: +7 (495) 411-6992
E-mail: zelenkova@maxwellbiotech.ru